Тормозит ли наличие чувства сострадания интеллектуальное развитие человека?

Сострадание – это вид «страсти», то есть чувства, которое, будучи не удовлетворено, мучительно, как и собственное страдание, а будучи удовлетворено, дает чисто эмоциональное удовольствие. Другими словами, сострадательному человеку действовать альтруистически нравится.

Если на своём личном опыте человек убедился в том, что за добро обычно платят добром, то есть благодарят, а за зло обычно платят злом, то есть мстят, если совершая добрый поступок, поступая альтруистически, он ожидает награду за свой добрый поступок и испытывает удовольствие по причине ожидания этой награды, то наличие в нём чувства сострадания не тормозит его интеллектуальное развитие.

Если предположить, что совесть и развитое чувство сострадания являются результатом дрессировки методом кнута и пряника, в результате которой человек уверовал в то, что за всякий добрый поступок он обязательно получит награду, а за всякий злой поступок и проявление равнодушия он обязательно будет наказан, если не вера в существование чужих эмоций, а вера в получение награды за всякое доброе дело является причиной того, почему сострадательному человеку нравится действовать альтруистически, то данный альтруист верит всего лишь в повторяемость результатов опыта, то есть он не верит без доказательств ни в какие догмы, которые невозможно проверить на опыте. Следовательно, он будет иметь неограниченные возможности для своего интеллектуального развития. Желание завоевать всеобщую любовь и прославиться может стать для такого альтруиста хорошим стимулом для учёбы и занятия наукой, если его не будут отвлекать от учёбы необходимость бороться за свои личные права и свободы или какие-либо иные неудовлетворённые потребности.

Всякий альтруист, не являющийся убеждённым солипсистом, может быть латентным солипсистом, то есть он может не осознавать того, что им движет ожидание награды за свой добрый поступок. А в том, чтобы испытывать радость, предвкушая награду, нет ничего плохого. Напротив, существование в его душе радости от предвкушения награды говорит о его оптимизме, о его вере в свои силы и способности, а оптимизм идёт только на пользу.

Только существование зла и несправедливости тормозит интеллектуальное развитие альтруиста, отвлекая его от учёбы, так как он вынужден бороться со злом и несправедливостью вместо того, чтобы заниматься чистой абстрактной наукой. В мире, где нет зла, ничто не будет тормозить интеллектуальное развитие этого альтруиста.

Конечно, догматическая вера в существование чего-либо такого, о существовании чего не говорит ни один опыт, например, вера в существование чужих эмоций, сделает интеллект человека ограниченным.

Эволюция взглядов автора.

Наличие чувства сострадания тормозит интеллектуальное развитие человека.

О том, почему имеющий сострадание альтруист будет менее интеллектуально развит по сравнению с эгоистом:
  1. Имеющий сострадание альтруист теряет время на альтруистические поступки и на то, чтобы делиться своими мыслями и знаниями с окружающими.
  2. Имеющий сострадание альтруист хочет быть нужен, полезен, интересен объекту своей альтруистической страсти, и тогда, когда это его желание не исполняется, он принимает желаемое за действительное, тешит себя приятными заблуждениями, что он нужен, интересен, полезен, и у него вырабатывается отвращение к мышлению.
  3. Задаётся один и тот же вопрос не имеющему сострадания эгоисту и имеющему сострадание альтруисту: «Хотел бы ты вечно видеть такое сновидение, в котором не существует никаких законов физики, и любое твоё желание немедленно исполняется, и из воздуха сразу же возникает гора бананов по первому твоему желанию, и гравитацию ты сразу перестанешь ощущать, как только захочешь? Согласился бы ты принимать постоянно наркотик, который даёт такие приятные галлюцинации, и жить не в реальном мире, а в мире своих приятных галлюцинаций, где любое твоё желание немедленно исполняется, и где нет никаких законов физики?» Не имеющий сострадания эгоист положительно ответит на этот вопрос, а имеющий сострадание альтруист - отрицательно. Ведь невозможно сохранить веру в реальное существование других «я» в таком сновидении, где по первому твоему желанию любой другой человек немедленно испаряется. А вера эта нужна имеющему сострадание альтруисту для получения удовольствия от мысли, что своими поступками он радует других людей. Поэтому соблюдение законов физики и отсутствие чудес желательны для имеющего сострадание альтруиста, и он не может опровергнуть гипотезу, что законы физики существуют только по причине того, что он желает их существования. Для не имеющего сострадания эгоиста законы физики не являются желательными, и он нисколько бы не огорчился, если бы они прекратили своё существование. Таким образом, независимое от сознания существование законов физики - это факт для эгоиста, и лишь одна из двух гипотез для альтруиста. Тот же, кто заинтересован что-либо принимать на веру, будет иметь более низкие умственные способности.
20 июля 2004 года, Владимир Фомин

Критика статьи 2004 года «Наличие чувства сострадания тормозит интеллектуальное развитие человека».

Время на то, чтобы делиться своими мыслями и знаниями с окружающими, при наличии диктофона и видеокамер альтруист не тратит, так как почти так же быстро можно говорить, как и думать, и ничто не мешает ему думать вслух. А вот на борьбу со злом и несправедливостью действительно он тратит своё время, и это тормозит его интеллектуальное развитие. В мире, где нет зла и несправедливости, интеллектуальное развитие альтруиста будет идти самыми высокими темпами.

Если в основе желания совершать альтруистические поступки лежит разумный эгоизм, то есть желание получить награду, если вера в существование чужих «я» не присуща этому альтруисту, и в существование чужих эмоций он не верит, то для него важны только внешние проявления эмоций другими людьми, которые он непосредственно наблюдает. При этом он никак не может впасть в приятное заблуждение относительно внутренних эмоций других людей, так как само существование этих чужих эмоций он подвергает сомнению. Обвинение же альтруиста в том, что он «без доказательств верит» в получение награды, в благодарность объекта его альтруистической страсти, также несостоятельно, так как именно его вера в повторяемость результатов опыта сводит его страдания и неудачи к минимуму. Поэтому, если на своём опыте он в самые ранние годы своей жизни убедился в том, что за добро обычно благодарят и награждают, а за зло и равнодушие наказывают, то он поступает вполне разумно, ожидая награду и благодарность за свой добрый поступок. Не имея этой веры в существование закономерностей, открытых им опытным путём, он не смог бы свести свои страдания и неудачи к минимуму, так как сунув руку в огонь и обжегшись, рассчитывал бы на то, что в следующий раз не обожжётся, и снова совал бы руку в огонь и снова обжигался.

Исчезновение законов физики огорчило бы солипсиста возможностью страдать, так как все практические знания, накопленные им, стали бы бесполезными для него. Но как можно страдать в том мире, где любое твоё желание мгновенно исполняется? Дело в том, что твоё желание будет исполняться лишь в том случае, когда ты веришь в то, что оно должно исполняться, а если ты усомнишься в том, что твои желания будут исполняться, то они перестанут исполняться. В такой реальности ты попадёшь либо в вечное блаженство. либо в вечную муку, и выйти из этого замкнутого круга у тебя не будет возможности. Когда твоё желание исполняется, ты приобретаешь веру в успех, становишься оптимистом, а твоя вера в успех приводит к тому, что и в дальнейшем твои желания все исполняются, а этот факт ещё сильнее укрепляет твою веру в успех, и т д., до бесконечности. Если же тебе изначально не повезло, если ты изначально потерпел неудачу, то ты стал пессимистом, не веришь в то, что твои мечты и желания могут осуществиться, что приводит к тому, что они не осуществляются, а тот факт, что они не осуществляются, ещё сильнее укрепляет твой пессимизм, что, в свою очередь, делает невозможным осуществление твоих желаний в будущем, и так до бесконечности. Поскольку перспектива попасть в место вечных мучений, откуда никогда нельзя выйти, кажется ужасной, то оказывается желательным также и существование чего-то внешнего, независимого от твоих верований и желаний, становится желательным существование какой-то внешней силы, могущей помочь тебе выйти из замкнутого круга страданий независимо от того, веришь ты в это или не веришь. Кроме того, бояться мучений может лишь тот, кто испытывал их. Таким образом, опять же не всякого разумного человека огорчило бы и привело бы в ужас исчезновение законов физики. Чем меньше страдал человек в течение своей жизни – тем меньше он огорчился бы, если бы законы физики вдруг все исчезли, а все его желания начал бы мгновенно исполняться. И этот факт объясняется также ещё и тем, что в мире без законов физики успешному и, следовательно, интеллектуально развитому человеку не стало бы скучно, так как исчезли бы лишь законы физики, которые не являются логической необходимостью, а математические формулы и теоремы никуда бы не исчезли, и в бесконечном познании этих формул и теорем этот интеллектуально развитый человек смог бы найти цель и смысл своего вечного существования.

«Наличие чувства сострадания не тормозит интеллектуальное развитие человека».

Критика статьи «Наличие чувства сострадания тормозит интеллектуальное развитие человека».
  1. Имеющий сострадание ко всем людям альтруист будет тратить всё своё время на занятие наукой, чтобы изобрести что-то полезное для всего человечества. Тот же, кто вместо того, чтобы заниматься наукой, общается с тупыми людьми и развлекает их, больше похож на эгоиста и скрытого солипсиста, которого интересует лишь реакция окружающих на его слова и поступки. Таким образом, именно у альтруиста существует стимул для интеллектуального развития и занятия естественными науками. Своими знаниями и мыслями альтруист делится только с интеллектуалами, которым нужны знания, и которые взамен отблагодарят его тем же – поделятся с ним своими мыслями и знаниями. То, что альтруист тратит своё время на общение с равными ему по интеллекту людьми, не препятствует его интеллектуальному развитию.
  2. Альтруист всегда заинтересован знать правду и не может иметь желания находиться в приятном заблуждении. Он обязательно будет развивать свой интеллект для того, чтобы стать интересным, полезным и нужным для тех людей, которые ценят его интеллект. Объектом же его альтруистической страсти является не какой то конкретный человек, а очень многие люди, нуждающиеся в помощи, и помочь этим людям может только научно-технический прогресс. Вот потому альтруист и должен заниматься наукой, отдавать все свои силы продвижению вперёд этого научно-технического прогресса.
  3. Это неверно, что тот, кто заинтересован что-либо принимать на веру, будет иметь более низкие умственные способности. Если невозможно доказать какую-то гипотезу и невозможно одновременно и опровергнуть эту гипотезу, то вера в эту гипотезу не может тормозить интеллектуальное развитие этого верующего человека. Если нельзя доказать реальное существование внешнего мира, но нельзя доказать и несуществование внешнего мира, то вера в реальность внешнего мира не может вредить интеллектуальному развитию. Если нельзя доказать ни реальное не зависимое от твоего сознания существование гравитации, но нельзя в то же время доказать и то, что гравитацию ты ощущаешь только по той причине, что веришь в существование гравитации, то вера в существование гравитации не помешает твоему интеллектуальному развитию. Если ни одну из двух противоположных друг другу гипотез нельзя доказать, то вера в какую-то одну из этих гипотез не повредит интеллектуальному развитию. Для того, чтобы испытывать радость от делания добрых дел другим людям, нет необходимости верить в существование чужих ощущений, так как эту радость можно испытывать от мысли о том, что потом эти люди отблагодарят тебя за добро добром, как это бывает обычно в большинстве случаев. А вот жалеть животных, которые не смогут тебя отблагодарить, можно из чувства долга, не испытывая при этом никакой радости.
2010 год.

Критика статьи 2010 года «Наличие чувства сострадания не тормозит интеллектуальное развитие человека».

Если существует зло, если окружающих людей обижают, то альтруист будет в первую очередь помогать обиженным, выслушивать их, оказывать им психологическую поддержку, думать о том, как отомстить их обидчикам, и это будет отвлекать его от занятия наукой. Всякая неудовлетворённая потребность отвлекает от учёбы, тормозит интеллектуальное развитие, а у альтруиста (или доброго эгоиста) не удовлетворена потребность уничтожить зло, если в окружающем мире зло существует.

Неудовлетворённая потребность альтруиста жить в прекрасном мире, где все люди любят друг друга братской любовью, сама по себе тормозит интеллектуальное развитие этого альтруиста, и, возможно, не по той причине, что у него возникает желание идеализировать плохих людей и безобразный окружающий мир.

Тот, кто заинтересован что-либо принимать на веру, будет иметь более низкие умственные способности. Что касается гипотезы о существовании чужих ощущений и чужих сознаний, то пока не доказано, что нельзя доказать истинность этой гипотезы о существовании чужих ощущений и чужих сознаний, и не доказано, что нельзя доказать ложность этой гипотезы о существовании чужих ощущений и чужих сознаний. Не доказано, что нельзя доказать существование внешнего мира, и не доказано, что нельзя доказать то, что внешний мир не существует. Не доказано, что нельзя доказать существование гравитации независимо от твоего сознания, и не доказано, что нельзя доказать существование разумного Создателя у гравитации, который создал эту гравитацию на определённый конечный срок; не доказано и не опровергнуто также то, что гравитацию ты ощущаешь только по той причине, что веришь в существование гравитации и желаешь её ощущать. Может существовать доказательство существования чужих ощущений и чужих сознаний, но быть просто неизвестно тебе; может существовать также доказательство единственности твоих ощущений, твоего «я», твоего сознания, но быть просто неизвестно тебе. Может существовать неизвестное тебе доказательство существования внешнего мира, но может существовать неизвестное тебе доказательство того, что внешний мир не существует. Может существовать неизвестное тебе доказательство того, что у Вселенной не было Разумного Творца, но может существовать неизвестное тебе доказательство того, что у Вселенной и всего вокруг был Разумный Творец. Агностицизм, безосновательно утверждающий, будто бы невозможно найти ни одно из этих доказательств, является ошибочным. Вера в любую из этих гипотез будет препятствовать интеллектуальному развитию человека, так как человек будет бояться думать, будет бояться додуматься до доказательств противоположной гипотезы и потерять после этого свою веру в приятную для него гипотезу, будет бояться лишиться того удовольствия, которое приносит ему эта вера в приятную гипотезу. Поэтому в основе мотивов альтруистических поступков разумного человека должна быть не вера в существование чужих эмоций, а вера в получение награды за добрые поступки, то есть разумный эгоизм.

На главную страницу