Может быть, православные верующие являются асектами?

        Второго апреля 2014 года мы ходили с Аней в церковь. В течение двух часов шла служба, у меня ужасно устали ноги стоять на одном месте два часа, кроме того, было невыносимо скучно слушать однообразное монотонное пение и молитвы на непонятном церковно-славянском языке. Через два часа, когда все молящиеся встали на колени, мы с Аней сели на лавочку. Я подумал о том, что окружающие меня люди являются мазохистами по своей сути, то есть добровольно мучают себя, заставляя себя стоять на ногах в течение столь длительного времени, заставляя себя скучать, слушая эти однообразные молитвы на непонятном языке, то е6сть все они стремятся принести себе максимум страданий.
         Аня сказала, что часто после ударов судьбы, после череды лишений, горестей и неудач они становятся такими верующими, и это, на мой взгляд, всё объясняло. До какого-то определённого момента они стремились избегать страданий и неудач, стремились получить от жизни максимум наслаждений, и жизнь их за это наказала. Тогда они решили в корне изменить свои принципы и стали избегать наслаждений, стали стремиться испытывать максимум страданий, думая так: «Пока мы стремились к наслаждениям и стремились избегать страданий, наслаждения убегали от нас, а страдания нас преследовали; теперь же, если мы будем стремиться избегать наслаждений и будем стремиться к получению страданий, то наоборот наслаждения будут нас преследовать, а страдания от нас убегать. Таким образом, мучая себя, мы впоследствии получим награду за это, подобно тому, как получили наказание за наше предшествующее греховное стремление к наслаждениям. Даже не читая статью К. Э Циолковскогого «Ум и страсти», все эти люди, посещающие регулярно церковные службы, могли путём самостоятельных умозаключений придти к точно такому жде выводу о равном количестве радости и страдания в жизни человека, к какому пришёл К. Э. Циолковский.
         Сама идея о вечном рае и вечном аде «после смерти» не настолько абсурдна, как может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы испугаться этих вечных «нескончаемых мук», достаточно обратиться к своему жизненному опыту и заметить тот факт, что чем хуже человеку – тем медленнее тянется для него время, и наоборот: чем радостнее, интереснее и насыщеннее его жизнь – тем быстрее и незаметнее пролетает время. Таким образом, если человек всю жизнь наслаждался, то умирать ему не будет хотеться, и последнее мгновение его жизни будет для него крайне мучительным и, возможно, бесконечно-долгим, то есть его душа попадёт в ад, строго говоря, при жизни, а до момента своей смерти он просто не сможет дожить по той причине, что последнее мгновение его жизни растянется в бесконечную вечность. И наоборот, если человек будет мучить себя ежедневно в церкви, простаивая на ногах ежедневно эти длинные нескончаемые и скучные церковные службы, если он большую часть своей жизни превратит тем самым в ад, то смерть для него будет как избавление от этого ада, будет для него желанной, то есть он будет умирать без мучений, время перед смертью не будет для него замедляться, он доживёт до момента своей смерти, а после смерти его будет ждать одно из двух: либо реинкарнация в другом теле без памяти о предыдущей жизни, либо воскрешение его личности из мёртвых с памятью о прожитой жизни в очень высоко развитой и счастливой цивилизации, которая будет на нашей планете в будущем. Вот именно к такому логическому выводу могли прийти большинство старушек, регулярно простаивающих на ногах эти ужасно-мучительные церковные службы, но они, конечно, не расскажут никому об этих своих мыслях, так как если бы они поделились этими своими мыслями с кем-то, то испытали бы при этом удовольствие, а их принцип: избегать любых удовольствий, быть суровыми аскетами, стремиться сделать свою жизнь состоящей из максимального количества страданий. Говорить только то, что принято говорить, тщательно скрывать все свои мысли, весь свой богатый внутренний мир – это тоже один из видов аскетизма.
         Кроме этого, вчера мне пришла в голову ещё и другая мысль: все эти люди, мучающие себя в церкви, стремятся остановить так быстро бегущее время, заставляя себя скучать и мучиться на этих церковных богослужениях в православной церкви. Конечно же, это верный способ замедлить течение времени – скучать, отказываться от удовольствий, от интересных книг и фильмов, от общения с друзьями, от разнообразной музыки. Например, когда мне стало невыносимо скучно, я достал мобильник и стал читать те глупости, которые пишут тролли в контакте, так как даже эти глупости помогали развеять скуку, и одна женщина, увидев то, что я читаю что-то в Интернете на своём мобильнике, сделала мне замечание, сказав, что нельзя это делать. По сути дела она ведь права: смысл состоит как раз в том, чтобы претерпеть максимум мучений от многочасового стояния на одном месте на ногах, от слушания однотонных однообразных молитв на непонятном языке, мучений от скуки, так как только аскет попадёт в рай, согласно описанным выше умозаключениям.
         А вот прогулки с Аней приносят мне такое громадное наслаждение, что время проносится очень стремительно, незаметно.

Владимир Фомин и Анна Шац 26 марта 2014 года, dscn1308

На главную страницу